При серьезном тюнинге автомобиля, имеется ввиду значительное увеличение мощности двигателя и улучшение коробки передач, нужно не забыть переделать или заменить сцепление. А что бы сделать правильный выбор при замене элементов сцепления, нужно, хотя бы, примерно представлять, какие задачи этот механизм выполняет и какие на него возлагаются задачи.
Как работает сцепление
По сути, сцеплении состоит из 2-х вращающихся дисков(диски сцепления или ведомый диск и нажимной диск или «корзинка») и муфты(нажимной подшипник).
Устройство сцепления можно довольно просто представить. Вот, к примеру, есть два диска, которые жестко закреплены относительно друг друга. Эти диски – корзинка и маховик. Между ними вращается еще один диск – диск сцепления. Когда сцепление включено(оно включено всегда, когда не нажата педаль сцепления), плита корзинки давит на ведомы диск, и он прижимается к маховику, передавая на него(на ведомый диск) вращение от двигателя. Если же сцепление выключить(педаль сцепления нажата), то муфта давит на лепестки ,которые отжимают ведомый диск от маховика. В этом случае двигатель и колеса вращаются отдельно. В этот момент и следует переключать передачи.
Этот механизм является самым нагруженным в любом автомобиле, поэтому он должен быть очень прочным и надежным. Очень важно найти самое лучше соотношение прочности и массы дисков сцепления. Да, да, именно массы, ведь более легкий диск лучше передает вращательный момент. Но чем легче, тем менее прочный(в основном). Поэтому,
спортивное сцепление примерно в полтора раза тяжелее обычного, и раза в 2-2,5 надежнее. Сильно тяжелые диски также нельзя устанавливать, так как для раскрутки такого диска требуется расход значительного количества энергии, что сказывается на
динамике разгона.
Уменьшение веса сцепления
Сейчас для уменьшения веса сцепления в серийные автомобиля стали использовать пластмассовые муфты. И, хотя, муфта не относится к элементам сцепления, но все равно напрямую с ними соприкасается. Поэтому, при замене сцепления нужно заменить и муфту, ведь в тюнингованых автомобилях температура взаимодействия элементов сцепления значительно выше, и пластмасса может не выдержать.
Каждый тюнинг-проект требует индивидуального подхода. Нельзя говорить, что для увеличения скорости автомобиля нужно поменять то на то, а это на вот это. Любая переделка производится исходя их преследуемых целей, текущих характеристик и дополнительных технических показателей, местности, в которой будет использоваться автомобиль после переделки (вдруг Вы в Африку собрались на нем поехать, покорять пустыни). Это нужно учесть когда собираетесь сделать
тюнинг своими руками.
Современное сцепление бывает разное:
- Органика. Такие диски обеспечивают плавный ход. Устанавливается на большинство серийных автомобилей.
- Карбон. Свойства таких дисков очень схожи со свойствами органических дисков, но карбоновые способны работать на более высоких оборотах. Износостойкость очень большая.
- Кевлар. Такие диски очень легко выдерживают высокие температуры и имеют колоссальную износостойкость.
- Керамика. Очень устойчивое и качественное сцепление, но для повседневной езды в пробках не рекомендуется.
- Керамика без демпферных пружин. Более жесткий вариант, по сравнению с обычной керамикой. Рекомендуется использовать только на спортивных автомобилях.
- Купер. Керамик со вставками меди. Очень хорош для гонок на короткие дистанции(драг). Очень сильно влияет на ресурс маховика и корзинки.